ДАВАЙТЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ
Наверное, не все ещё успели познакомиться с Павлом Филипповым, нашим новым вице-президентом по корпоративным вопросам, вживую. Но в зуме-то вы уж точно с ним встречались! Кстати, недавно у него был юбилей – 100 дней работы в Компании. Уже немало. Самое время узнать о первых впечатлениях и планах на будущее! Какое подразделение поразило своей работой с точки зрения КПД? Есть ли в RBI свои ругательные слова? Будет ли wi-fi во всём офисе? А также владеет ли вице-президент косой и плотницким инструментом? Обо всём этом Павел с удовольствием нам рассказал.
Мой приход в Компанию практически совпал с переходом RBI на удалёнку, и это, конечно, сильно ограничило мои возможности в полной мере почувствовать пульс и дыхание коллектива. Тем не менее, многое сразу удивило и порадовало. Расскажу такой пример. В ходе моего первого представления Компании на общем зуме я поделился, что все коллеги, с которыми я знакомился, сначала рассказывали мне о себе, а только потом про бизнес. Я тогда признавал свою первоначальную толстокожесть и ценность личной сонастройки до того, как начать что-то по делу обсуждать. День спустя мой водитель Влад Азов говорит: «Павел Николаевич, я хотел бы для себя кое-что прояснить относительно вашего выступления. Связь была плохая, и мне показалось, что вы жаловались на то, что
люди грузят вас личными подробностями. Я был одним из тех, кто рассказывал вам про детей и собаку. Мне лучше в будущем этого не делать?»

Бурные и продолжительные аплодисменты. Бог с тем, что Влад не расслышал суть моего посыла. Мы и без плохого интернета-то друг друга не всегда по-настоящему слышим. А вот то, как он совершенно спокойно, не взирая на ранги, прояснил ситуацию, за пределами RBI я представить себе не могу.

Или такой вот еще пример. Как-то написал коллеге лаконичное письмо с описанием задачи, и мне тут же прилетает комментарий от Юлии Маевской, которая была в копии: «Павел, такое дело… У нас не принято так ставить задачи. Да, всё четко и понятно, но это не совсем по-нашему, не по RBI-евски. Я не говорю, что то, как принято у нас, высечено на камне, но для людей это ценно. Не выплесни ненароком, пожалуйста»… Помню, в «Газпром нефти» меня высокий руководитель несколько раз поправлял: «Я не просил Вас, я Вам ПОРУЧАЛ». В RBI же слово «поручать» местами почти ругательное, похоже. Лучшая практика – это когда люди ДОГОВАРИВАЮТСЯ. Атмосфера, в которой люди стремятся договориться, сама по себе большая ценность, и её действительно ни в коем случае нельзя «выплеснуть».
Павел, какие у вас сложились впечатления об RBI? Что видно в Компании «свежим взглядом»? Было ли что-то, что удивило?
А вообще, прийти в Компанию в такой необычный период, когда на дворе коронавирус со всеми вытекающими, – это скорее «не повезло»? Или всё-таки нет худа без добра?
Вот уж никогда не знаешь, когда повезло, а когда нет. Конечно, отсутствие очных совещаний, случайных встреч в коридорах, на лестницах и в обеденном зале сильно ограничило количество моих личных контактов. Это жаль. Надеюсь, в обозримом будущем мы сможем снять карантин и вернуться к нормальной офисной жизни, прелести которой в полной мере понимаешь только побывав на удалёнке. В то же время наличие в моем ближнем кругу знакомых вирусологов и психологов оказалось вдруг весьма кстати для выстраивания системы эпидемиологического мониторинга и психологической поддержки в Компании. Думаю, может это судьба?
Какое «поле деятельности» в эти первые месяцы для вас в приоритете: IT, корпоративная культура, персонал?
В последний месяц много времени ушло на Центр Стратегии, рождались новые подходы к тому, как структурировать стратегический процесс и управлять им, к каким долгосрочным целям стремиться помимо Х2. Сейчас готовим стратегическую сессию про работу с портфелем стратегических проектов и инициатив.

Погружаюсь постепенно в IT-тематику, и чем дальше погружаюсь, тем больше понимаю, например, как это непросто – выдерживать рациональный баланс между размером инвестиций в IT-инфраструктуру, стоимостью её обслуживания и удобством для пользователей. В последние годы коллеги выжимали невероятный КПД из имеющихся ресурсов, и я только теперь осознаю, как иной раз им было обидно слышать наши «воистину» и «доколе». Чтобы свериться с лучшими практиками, мы провели внешний
аудит IT-инфраструктуры RBI. Узнали от консультантов много интересного. Я, во всяком случае. На следующий год будем планировать значительные апгрейды.

Что касается корпоративной культуры, то мы усиливаем акцент на теме экологичного общения. Нам важно, чтобы любая управленческая практика, будь то работа на удалёнке, эффективное совещание, делегирование, обратная связь и т.п., в первую очередь была экологичной – повышала качество доверия и взаимоуважения в команде, позволяла звучать всем голосам без учёта количества звёздочек на погонах. И мы понимаем, что экологичное общение не случается по приказу, регламенту или в результате правильного тренинга. Это долгая эмоциональная, культурная, я бы даже сказал душевная работа всей команды. И по всем признакам, несмотря на некоторые перегибы на местах, мы на верном пути.
В последний месяц-два у нас много «новинок». Совет по инновациям впервые прошёл в новом формате, была внедрена практика эффективных совещаний, появились новые правила внутрикорпоративной коммуникации… Как эти новинки приживаются и почему они нужны?
Пока рано судить, как приживаются, время покажет. Как будем их любить, так и приживутся. Пока вроде неплохо. Но новинки ценны сами по себе. Есть две крайние ситуации неприятия перемен: «Ой, а мы так не делали никогда. А может, и не надо?» и «А! Пробовали мы это год назад. Не работает!» Слишком редкие изменения приводят к тому, что организация бронзовеет и плесневеет. Слишком частые изменения – и в особенности те, которые не довели до конца, – изматывают и приводят к потере доверия к их полезности в принципе. Будем стараться не допустить ни того, ни другого.
Мы тут узнали про ваши необычные планы на лето – ретрит в монастыре. Это была бы сильная история, если бы вирус не добрался до новгородской глубинки и не спутал карты…
Поведайте!
Дело в том, что моя жена, помимо прочих её талантов, увлекается храмовой флористикой и ежегодно украшает к большим праздникам один далёкий женский монастырь в Новгородской области. Это для неё и духовная практика, и творчество, и вообще очень наполняющее её событие. Наслушавшись про чудеса, которые там случаются, – как цветы в храме не вянут целый месяц, как происходят события, смысл которых понимаешь лишь позднее, и т.п., – я в этом году записался к ней плотником и косильщиком. Но случилось условно непредвиденное. Настоятельница храма заболела и, учитывая контекст, монастырь закрыли на карантин. Поездку пришлось отменить. У нас осталось много-много цветов, из которых Оля наделала большое количество чудесных букетов. Какие-то уехали в храмы, какие-то достались близким людям, а какие-то остались у нас в доме и радовали нас ещё долго. Мне лично достался прекрасный мужской букет, настоящее произведение искусства!