Хлебный путеводитель
Вот уже полгода, как мы переехали! А вы насколько хорошо знаете обновлённый Левашовский хлебозавод? Насколько ориентируетесь на разных этажах нашего офиса и в помещениях культурного центра? Могли бы провести по этому уникальному зданию собственную экскурсию для гостей? Чтобы во время такой экскурсии вы не рисковали ввести кого-то в заблуждение или забыть о чём-то важном – мы составили для вас готовый план-маршрут! Изучайте!
Маршрут, кстати, уже неоднократно опробован на практике – и включает практически все заслуживающие внимания «споты», от сквера на улице и до переговорной HISTORY на самом верху, на седьмом этаже (да, есть и такой, если вы не знали!) А при необходимости сэкономить время и уложиться в разумные рамки можно просто выбирать отдельные тематические блоки из этого «конструктора».
Итак, начинаем!
ТОЧКА 0. ВСТУПЛЕНИЕ (в котельной, либо у трубы на улице, либо в холле 1 этажа).
Приветствуем вас на Левашовском хлебозаводе. Во время нашей прогулки мы расскажем вам историю этого уникального места – когда-то инновационного промышленного предприятия, а сегодня – культурно-делового пространства и, определённо, новой точки притяжения на культурной карте Санкт-Петербурга. Мы в RBI занимались реконструкцией и приспособлением под новую функцию этого здания-памятника в течение пяти лет, с 2018 по 2023 годы.
ТОЧКА 1. КОТЕЛЬНАЯ.
Пройдёмте в «Творческую котельную». Мы находимся в самом сердце хлебозавода – в помещении, которое вызывает восторг, будоражит сердца и никого не может оставить равнодушным. Сейчас это новая городская площадка для форумов, выставок, концертов, спектаклей… Но, как понятно из названия, в прошлом здесь располагалась котельная Левашовского хлебозавода.
Так вот, Левашовский хлебозавод. Построенный по уникальной системе инженера Георгия Марсакова в 1933 году, он располагал и уникальным оборудованием. Котёл высокого давления, сконструированный Марсаковым, мог выдерживать невиданные для того времени нагрузки – а пар высокого давления грел печи, выпекавшие хлеб. Так что круглая форма здания и кровли не случайна – считалось, что в случае взрыва такого котла именно строение круглой конфигурации пострадает минимально. К счастью, у нас ничего никогда не взрывалось, так что на практике эта гипотеза не была проверена.

Кстати, диаметр пола и купола – 18 метров. А высота котельной в самой верхней точке зенитного фонаря – 16 метров.

Что нами было сделано здесь, в котельной?

• Весь объем котельной является объектом охраны: здесь нельзя «нарезать» новые этажи, перекрытия. В этом, кстати, важное отличие от похожего московского проекта – центра «Зотов» (Хлебозавод №5) или Хлебозавода №9. В Петербурге требования более жёсткие. Добро пожаловать в Петербург!

Кирпичная кладка. Она полностью отреставрирована, очищена пескоструем, каждый кирпичик. Здесь порядка 35 тысяч кирпичей! Кроме того, для обеспечения акустических параметров котельной между кирпичами вы видите зазоры, которые были созданы искусственно и отшлифованы.

Купол. В оригинале кровля была не деревянной. А почему мы выбрали такой вариант - сосна? Во-первых, выполненный в дереве купол эстетически сильно выигрывает у оригинальной металлической кровли, которая, скорее всего, перекладывалась много раз, так что до наших дней ничего оригинального, исторического не сохранилось. Во-вторых, «деревянное» решение одобрили специалисты по акустике. Кстати, вес купола составляет 40 тонн. Привозился он по частям с производства (в Петербурге), отдельные части купола монтировались уже на месте.

Оборудование. Акустическая система у нас ещё будет донастраиваться, т.к. помещение уникально, нужна практика, чтобы оценить всё в реальности. Обрешётка с ламелями по окружности помещения – это также элемент, позволяющий улучшить акустические свойства помещения. Но в целом, уже проведя здесь несколько форумов и концертов, мы можем сказать, что акустика хорошая. На момент нашего прихода сюда в 2018 году в котельной невозможно было даже толком разговаривать, слов было не разобрать – мешало многоголосие из эха.

Из интересного также – светодиодный экран. Его площадь – почти 9 кв. метров! (как спальня в современной многоэтажке). Производство – Россия. Необычно, что у него повышенный, по сравнению со стандартным для рынка, показатель яркости – 800 кандел (вместо 700). Это чтобы минимизировать возможность засветки от зенитного фонаря и ламп. Мы можем смотреть здесь фильмы круглосуточно.
ТОЧКА 2. ЧАЙНАЯ ГОСТИНАЯ И ЛЕКТОРИЙ MASTERS.
Здесь коллеги из школы Masters проводят занятия, лекции по истории архитектуры, мастер-классы, в том числе для детей. Для этого в культурном центре мы предусмотрели два помещения собственно классов – и одну «чайную гостиную». В холле при классах также представлены сменные картинные экспозиции.
Обратите внимание на использование стеклоблоков в интерьере! Мы протягиваем ниточку в прошлое хлебозавода, советской промышленной архитектуры, для которой это было распространенное решение. И очень атмосферное. На Левашовском хлебозаводе стеклоблоки исторически тоже одно время были – но только на внешнем остеклении.

А что такое стеклоблок? Физика света такова, что призматический рисунок-рельеф на задней стороне стеклянных плиток обеспечивает более равномерное распределение света. Это решение считалось подходящим для малоосвещённых помещений, что сегодня, конечно, не совсем про нас, но как изящное интерьерное решение и аллюзия на советскую архитектуру – это, безусловно, удачная находка. И мы, кстати, ещё встретимся с ней в ходе дальнейшей экскурсии!

Из окон холла открывается вид на ещё один проект RBI – Futurist. Обязательно обратите на него внимание гостей! Главный архитектор этого здания – Евгений Герасимов, заслуженный российский архитектор. Так как два проекта, реконструкция и новое строительство, реализовывались параллельно, Евгений Львович эти здания как будто «подружил» и отобразил в архитектуре нового здания символы хлебозавода. Обратите внимание на вертикальные металлические колосья на фасаде Futurist – очень символично и красиво вышло. Они имеют ещё и практическое назначение – закрывают ниши с кондиционерами.
ТОЧКА 3. СКВЕР.
Мы в сквере – общедоступном, городском. Раньше эта территория была за забором, прямо в этом месте, где мы сейчас стоим (проходим), была свалка битых корпусов авто. Чуть в стороне – конюшня, жили лошади. Мы демонтировали пристройки, которые изуродовали вид здания в 1990-е годы. А сегодня здесь, в новом сквере, уже вовсю фотографируются горожане. Пик селфи, конечно, был в мае, когда цвели деревья.
Итак, деревья. Помимо кустарников, газонов, у нас высажено 22 дерева-крупномера. Груши уссурийские, яблони Рудольфа, дуб, лиственницы, сосны. Есть даже канадская родственница нашей сосны – тсуга. Самые большие сосны – высотой до 8 метров. Это значит, что они 10 лет росли в питомнике, ждали своего часа, чтобы попасть к нам. Ландшафтный дизайн, кстати, создан также Евгением Герасимовым.
ТОЧКА 4. ПАРКИНГ.
Особое искусство реконструкции таких объектов, как Левашовский хлебозавод, – это сохранение преемственности. Знак уважения прошлому – то есть как раз то, что очень любим мы в RBI.
Мы сейчас находимся в отдельном объёме первого этажа, это так называемая «экспедиция»: на первом этаже завода хлеб взвешивали, загружали на тележки. А в этом пристроенном помещении хлебные фургоны принимали готовую продукцию и развозили её по городу. И сегодня функция этого места не сильно поменялась – здесь паркинг. Обратите внимание на двухуровневую систему парковки. Использовав её, мы смогли увеличить число машиномест с 12 до 24.
ТОЧКА 5. НА БУЛЬВАРЕ ВДОЛЬ ЛЕВАШОВСКОГО, ПЕРСПЕКТИВА НА ТРУБУ И ХЛЕБОЗАВОД.
Хлебозавод, напомним, был построен в 1933 году, а автор идеи, инженер Марсаков, получил за разработку орден Ленина. Почти 80 лет здание выполняло свою основную функцию, но с 2012 года здесь больше не изготавливают хлеб. Всего по проекту Марсакова было построено семь хлебозаводов-автоматов: пять в Москве (№ 5, 7, 8, 9, 11) и два в Ленинграде – Левашовский и Кушелевский.
Это здание – памятник советского конструктивизма. То есть того самого направления в архитектуре, которое Россия (Советский Союз) подарила миру – это то, что можно увидеть только у нас, то, за чем ценители архитектуры приезжают в Россию из-за рубежа даже сегодня. При этом важно отметить, что архитектура здания в нашем случае всё-таки вторична. Сначала был спроектирован сам механизм завода-автомата в форме круга, а вокруг этого механизма уже выстраивалась «удобная» архитектура. До сих пор ведутся споры, кто является архитектором здания. Авторство часто приписывают архитектору Александру Никольскому, который в то время был очень популярен в конструктивистских кругах (пятёрка за каламбур). Но петербургские историки с этим не согласны – в последнее время в связке с «нашим» хлебозаводом часто звучит имя гражданского инженера Петра Бункина.

Труба – когда-то действующая (когда ещё работал котёл в котельной, из неё дым шёл коромыслом). А сегодня это арт-доминанта квартала и часть памятника. Да, на трубу распространяется охранный статус, и по проекту реконструкции мы не так уж много могли с ней сделать. Только бережно помыли, провели благоустройство вокруг, выполнили подсветку.

Сейчас мы снова зайдём внутрь здания хлебозавода, а пока посмотрите: это хорошая точка, чтобы ещё раз оценить архитектуру здания. Ленточное остекление – очень характерная черта! Марсаков не сразу пришёл к такому решению, первый московский завод был с «классическим» (более «вертикальным») остеклением. Но оказалось, что сотрудникам завода катастрофически не хватало света. Поэтому Марсаков внёс изменения в последующие проекты аналогичных предприятий.

Только визуально кажется, что ленточное остекление на разных этажах одинаковое. На самом деле все этажи разные – каждое такое витражное окно изготавливалось для нас индивидуально. Потому что конфигурация и расстекловка являются объектом охраны. И в этом нам пригодилось лазерное 3D сканирование, которое мы проводили ещё до начала работ – все параметры здания были зафиксированы с точностью до сантиметра. Кстати, самые длинные окна – 50 метров в длину. В общем, ленточное остекление – это важная «фишка» нашего завода. На реконструированных московских заводах №5 и 9, например, вы такого не увидите – там остекление вертикальное.
ТОЧКА 6. РОТОНДА.
Мы снова внутри. Это круглое помещение мы называем «ротонда», но во времена хлебозавода оно, конечно, так не называлось. Круглая форма связана с расположением вокруг центральной шахты завода: по этой шахте, внутри неё, с первого этажа на шестой автоматически поднималась мука.
В этом по-своему «центральном» месте бывшего хлебозавода мы разместили экспозицию, посвященную его строительству и его создателю – Георгию Марсакову. Есть также хроники нашей реконструкции. И шире, экспозиция рассказывает про предпосылки появления такого технологического чуда, как хлебозавод-автомат, про историю советской промышленности и архитектуры, про историю самого хлебопечения от древнейших времён.

Несколько слов про саму технологию. До разработки Марсакова хлебозаводы оснащались зарубежным оборудованием. Он же изобрёл собственный вертикально-кольцевой цикл производства хлеба (и исключил при этом движение конвейера в обратном направлении). При такой системе весь процесс строился вокруг огромной печи, а изделия двигались сверху вниз, по спирали. После приёмки и просеивания муки её поднимали на верхний 6 этаж. На верхнем ярусе мука, вода и дрожжи распределялись в чаши для опары, далее на 5 этаже тестомесильные машины доводили тесто до готовности, оно отправлялось на формовку и готовилось к выпечке. Полуфабрикаты поступали в разогретую до необходимой температуры печь и пропекались, также двигаясь по кругу (3 этаж). На самом нижнем ярусе после сортировки горячий хлеб грузили в автомобили и повозки (в «экспедиции» мы с вами уже были).

Один завод, построенный по такой системе, мог производить более 250 тонн хлеба в сутки. При этом нельзя сказать, что фокус был исключительно на количестве в ущерб качеству. Марсаков исследовал технологии выпечки домашнего хлеба (в том числе в традиционной русской печи) и ставил себе задачу сделать так, чтобы заводской был ещё вкуснее.

Для того времени очень характерны идеи сокращения ручного труда, массовости во всём. Появлялись автомобили и фабрики-кухни, многие процессы автоматизировались. Началась индустриализация, а значит, население городов стремительно увеличивалось за счёт крестьян, которые приезжали на заработки. Левашовский хлебозавод очень хорошо отражал свою эпоху.

Итак, в бывшей шахте конвейера устроена экспозиция, рассказывающая историю земледелия и хлеба. А изобретение Марсакова в этой системе координат, можно сказать, некий «венец творения»! Здесь вы можете также увидеть анимацию, демонстрирующую устройство хлебозавода-автомата: куда что поднималось, опускалось, как двигалось. Живой организм!
ТОЧКА 7. БЛОКАДНЫЙ МЕМОРИАЛ.
Отдельная тема — это блокадный период работы хлебозавода. Он не прекращал работу ни на один день. Когда не было электричества, сотрудники завода крутили механизмы вручную. Выпечка хлеба приравнивалась к производству снарядов, и территория завода, конечно же, охранялась. Хлеб в то время выпекали с изменённым составом, количество добавок доходило до 40%. Рецепт менялся в зависимости от того, какие ингредиенты были в городе в каждый конкретный день.
В чём особая сила этого места? В том, что блокада здесь предстаёт не как абстрактная глава из учебника истории. Вы остаётесь один на один с конкретными домами, конкретными людьми – они жили в этом квартале, умерли здесь. В общей сложности 3 411 фамилий людей, которые жили в блокаду в квартале, ограниченном:
Левашовским проспектом,
Большой Зелениной улицей,
Чкаловским (тогда – Геслеровским) проспектом.

Всего 174 жилых дома.

Выражаясь, опять же, словами Льва Лурье, – у нас представлен «крупный план блокады». Это невероятно сильное переживание! Гости «Левашовского хлебозавода» смогут в полной мере в него погрузиться, посмотрев 12-минутный сеанс. 9 минут из 12 занимает перечисление имён, фамилий, адресов умерших в этом квартале – а также их даты рождения и смерти (в основном это 1942 год). И это мучительно долгие 9 минут…

Сеанс завершается прорывом блокады, салют (так похожий в те времена на звуки снарядов) сменяется аллюзией на современный фейерверк, в город возвращается детский смех, звуки трамваев, жизнь... Идея Льва Яковлевича была не только в том, чтобы показать весь ужас войны. Важно было показать, что через смерть, через трагедию наших предков, через их стойкость и мужество мы получили шанс на мирную жизнь и эта жизнь продолжается. Как только мы с вами покидаем комнату, ничего в хлебозаводе не напоминает о смерти. Он должен жить, пусть теперь и с другой функцией, но по-прежнему с общественно полезной. Жизнь здесь точно продолжается!
Просим вашего особого внимания в этом месте! Сейчас мы войдём в блокадный мемориал. Главное здесь – атмосфера. На неё настраивает даже этот коммунальный коридор, в котором мы сейчас с вами находимся. Его воссоздали по мотивам того времени, до мелочей. Даже пружина на двери имеет характерный звук при открывании. А архивные объявления на стене с самого начала погружают нас в атмосферу того времени. Давайте позвоним в дверь и зайдем внутрь.
Мемориал создан известным российским историком Львом Лурье и «Домом культуры Лурье». Лев Яковлевич задумывал его как сакральное место, место «тотального погружения», где можно глубоко пережить трагедию блокадного Ленинграда. «Место для горевания» – так он говорит.
ТОЧКА 8. ПО «СЕВЕРНОЙ» ЛЕСТНИЦЕ ВОЗЛЕ ЛИФТА
Пора взглянуть на офис RBI в здании хлебозавода! Не забудьте напомнить гостям, что это была крайне сложная и креативная задача – создать современное культурно-деловое пространство, в том числе комфортный офис, в здании, которое было заточено от «а» до «я» для совершенно других, специфических целей. А знакомство с нашим офисом поможет гостям лучше понять философию Компании и, главное, её отношение к своим сотрудникам!
Поднимаемся по лестнице. Посмотрите под ноги – все лестничные пролеты у нас исторические. На некоторых ступенях вы можете даже приглядеться и увидеть – вот здесь частичка ступени восстановлена (мы видим свежие вкрапления бетона). Деревянные перила лестниц отреставрированы.

Плитка на полу также частично сохранилась до нашего времени. Оригинальные фрагменты плитки собирали буквально по крупицам, по плиточкам, реставрировали – этих сохранившихся фрагментов хватило, чтобы собрать всё вместе и выложить целиком одну из площадок на противоположной, «южной» лестнице. Мы эту площадку ещё увидим. А на остальных площадках плитка воссоздана – новая, но точно такая же, как была когда-то.
ТОЧКА 9. ВТОРОЙ ЭТАЖ. КЛИЕНТСКАЯ ЗОНА
Мы на втором этаже, в клиентской зоне. Обратите внимание: восемь переговорных получили названия и оформление, которые отсылают к знаковым объектам конструктивизма в Ленинграде-Петербурге. Это ещё одна дань уважения с нашей стороны к архитектуре хлебозавода.
• Дом Ленсовета
• Красное знамя
• ДК Связи
• Левашовский хлебозавод
• Гараж Крюммеля
• Ленполиграфмаш
• Гигант
• Красный гвоздильщик

Теперь про дизайн самой клиентской зоны. Здесь сочетается и стилистика Art («классика»), более привычная для RBI, и конструктивизм – с его суровым «брутализмом». Обращают на себя внимание отсылки к теме промышленной архитектуры («тяжелые» двери в переговорные, «промышленная» решётка ворот, закрывающих инженерную шахту), к советской эпохе в целом (облицовка стен шпоном).
Детская комната – в более современном, минималистичном стиле, хотя с использованием фирменных цветов RBI. Учитываем вкусы целевой аудитории! Рисунки на стенах сделаны руками сотрудницы RBI – это Елизавета Мусихина, менеджер RBI OK.
ТОЧКА 10. ВТОРОЙ ЭТАЖ. ОФИСНАЯ ЗОНА ART.
Обратите внимание гостей на навигацию в нашем офисе! Основу архитектурного плана завода составляют два цилиндрических объема. Поэтому круги становятся формообразующими элементами для всей навигационной системы.
Логотип хлебозавода и цифровые шрифты разработаны специально для нас профессиональными «шрифтовиками». В логотип были добавлены две широкие буквы «О», обыгрывающие круглые формы здания.

А вот и ART – одна из наших офисных переговорных. Здесь нужно вспомнить, что искусство – как ключевая часть нашего подхода к девелопменту. А авангард, конструктивизм (рисунок в этой стилистике украшает стены) – как ещё одна дань уважения месту. Кстати, всего в офисной части у нас для сотрудников 10 переговорных. У каждой есть своё название и соответствующая концепция оформления. Сможете вспомнить их все?

Ещё деталь – акустическая кабинка, одна из шести подобных кабинок в нашем офисе. В опен-спейсе может возникнуть необходимость в таких кабинках, в основном для проведения Zoom-конференции или телефонных переговоров. Непроста история их приобретения: такие кабинки планировали закупить в Европе, рассматривали только бренд Framery, так как знали, что лучше производителя на рынке нет. Но в 2022 г. случились санкции. Стали выбирать из оставшихся на рынке (Россия, Белоруссия, Китай) – и остановились на Китае. Сами тестировали их при выборе: по акустике, по вентиляции. То есть сидели внутри часами…

Наше корпоративное кафе – «Горбушка». Это удачный пример «народного названия», которое прижилось. Поскольку оно метко обыгрывает «хлебную» тему...

Зайдём ещё в отдельный корпус-пристройку, где в оупен-спейсе работают отдел продаж и клиентские службы, дирекция по строительству. Ранее это был административный корпус завода (здесь располагались столовая, бухгалтерия, кухня, кабинеты директора, главного механика, инженера). Но и сегодня в этом корпусе сохранена этакая «лофтовая» атмосфера. И инженеры на месте.
ТОЧКА 11. ТРЕТИЙ ЭТАЖ. БЫВШЕЕ ПЕЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Мы на третьем этаже – пройдёмся по кругу! Начнём с коворкинга – это очень подходящее место, чтобы оценить, насколько сложный был объект для реконструкции под офис. От нижней части потолочных балок до пола здесь – всего 199 см (самое «низкое» место). Поэтому именно в этой зоне располагаются места для временного размещения сотрудников. Всем, кстати, нравится – низкий потолок давно уже никого не смущает.
Йога-рум – комната для занятий йогой и медитациями, которая скоро откроется. В идеале будет так, как в старом офисе: сотрудники самоорганизовываются, оплачивают тренера (тренеры бывают и приглашенные, и из числа самих сотрудников), а Компания предоставляет оборудованное помещение в пользование… Ещё несколько интересных спотов на третьем этаже: место для работы стоя, теннисный стол и… снова стеклоблоки в интерьере! Мы обещали, что ещё с ними встретимся.

Кстати, третий этаж – это бывшее печное отделение хлебозавода. На этом этаже происходила и формовка, и выпечка хлеба. Интересная связь: сейчас на этом этаже проходят самые горячие дискуссии и теплые встречи. Потому что здесь находятся места для корпоративных мероприятий, стратегических сессий и мозговых штурмов, здесь рождаются новые идеи и проекты. Эти помещения могут вместить сразу много сотрудников – «Земля», «Луна» и ORBITA.

Три переговорные при желании объединяются в один большой зал-трансформер. Особое внимание было уделено акустике помещений: ширмы сделаны из специального акустического материала. Обратите внимание также на рельефный акустический материал стен и акустические «баффлы» на потолке. Также предусмотрена современная высокотехнологичная мультимедийная начинка – для «гибридных» мероприятий (где часть людей участвует очно, а часть – в онлайне). Всё для хорошей акустики, чтобы люди никому не мешали и им ничто не мешало!

Библиотека – тоже пример того, как мы исходили из нестандартных параметров помещения, не меняли их, а находили вариант использования! Это помещение таким и было «в оригинале»: двусветное, без перекрытия между 3 и 4 этажами. Расскажем немного и про историю библиотеки RBI. Она у нас была всегда, и в старом офисе тоже. Но там она «ютилась», книгам не хватало места. В этой новой библиотеке места хватит даже для будущих книг! А вообще RBI очень читающая компания (расскажите гостям про наш Книжный клуб).

Также мы видим здесь наш Музей с историческими артефактами нашей корпоративной жизни, с наградами и актуальным мерчем (худи, например). Который, к слову, купить нельзя, можно только заслужить. Здесь же мы экспонируем арт-объекты (настоящие предметы искусства, вазы, шкатулки…) для будущих домов RBI.

И перед тем, как покинуть третий этаж, посмотрим вверх, на четвертый. Это шестиугольные окна «НЛО», которая как будто парит над нами – выше «Орбиты», «Луны» и «Земли». Обязательно расскажите гостям про эту лаунж-зону и кафе для сотрудников. Шестиугольная форма окон в ней неспроста – это снова дань уважения эстетике русского авангарда. Подобные окна называют «окна Мельникова», потому что точно такие же можно видеть в Доме Мельникова в Москве – памятнике архитектуры советского авангарда в Кривоарбатском переулке. Константин Мельников – лидер советского авангарда в архитектуре 1920-1930-х годов. Сейчас поднимемся как раз туда, на четвёртый этаж!
ТОЧКА 12. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАЖ. НЛО.
И вот так выглядит «НЛО» внутри! Здесь находится одна из множества кофе-зон, колонка «Алиса», игровые приставки, настольные игры, массажное кресло. Можете усадить в него гостей.
Кстати, история названия этой зоны. В старом офисе (помните?) у нас было «клубное» место для общих мероприятий, которое сначала не имело названия, просто «комната 623». После «переезда» этого зала на другой этаж в другое помещение название пришлось менять. Объявили конкурс среди сотрудников и выбрали название ORBITA. Оно оказалось настолько удачным (ведь там зашиты заветные 3 буквы), что сразу прижилось навсегда! И мы даже «взяли его с собой» при переезде в новый офис. Так появились ORBITA, «Земля», «Луна» – а все вместе они теперь у нас зовутся «Большая Орбита».

А на четвёртом этаже у нас – «НЛО», из которого за ними можно наблюдать как бы в иллюминатор летающей тарелки! Но есть также другие варианты народной этимологии, например, «Надо людям отдыхать» и так далее…
И наконец, переговорная «Северный город». Обязательно расскажите, что её название отражает нашу всегдашнюю связь с Петербургом. Мы самый петербургский девелопер: поддерживаем городские культурные мероприятия, воссоздаем памятники, строим красивые дома, делая наш город ещё краше, и просто любим его всей душой… Ну и стена с рисунком, конечно, бросается в глаза. А ведь это квест! Сколько элементов петербургского культурного кода здесь зашифровано? Предложите гостям решить эту задачку. И, кстати, ищите не только на стене – обратите внимание и на предметы интерьера вокруг.
ТОЧКА 13. ПЯТЫЙ ЭТАЖ. ТАТЛИН И ОСТРОВА.
Сюда мы поднялись в том числе и потому, что здесь:
• идеально видна конструктивная схема здания – радиальные потолочные балки и их «разблюдовка», все заново проложенные коммуникации (вентиляция и кондиционирование, канализация…)
Старая канализационная система, которая была на хлебозаводе, к моменту реконструкции была уже полностью нефункциональна. Кстати, такой сложный конструктив, балки, которые разбивают внутренний объем на отдельные сегменты, – привёл к увеличению количества новых коммуникаций в проекте, из-за усложнения их конфигурации. Кардинально увеличилось количество противопожарной слаботочной проводки, датчиков, ведь каждый сектор – как отдельное помещение. У здания теперь очень сложная современная инженерия – была проведена колоссальная работа для приспособления здания под офис;

• видна оригинальная кирпичная кладка на шестом этаже под окнами – в отличие от котельной, здесь к кладке не притрагивались, не реставрировали, она такая, какую мы её и застали в далёком 2016 году. Только протерли и обработали обеспыливающим раствором;

• ну и, наконец, это просто одно из самых красивых помещений нашего офиса!

Кстати, в отличие от внутреннего объёма котельной, который целиком охраняется, здесь, в основном производственном корпусе, мы имели право делать новые перекрытия, могли увеличить количество полезных площадей, то есть рабочих мест. Но не стали этого делать, не стали строить перекрытие между 5 и 6 этажом, – чтобы сохранить аутентичность помещений, дух этого места. Сделали только брутальные «острова» (зелёный, белый) и мостики, ведущие к ним, чтобы поддержать объём этого сложного пространства.

В оригинале у Марсакова наверху, на 6 этаже, была только площадка-платформа, прилегающая к центральной шахте. Здесь начинался процесс приготовления хлеба. Стояли силосные бункера с мукой, цистерны с водой, дрожжами, растворами сахара и соли. Дальше всё это спускалось сюда, на пятый этаж, в тестомесильное отделение, где по кругу ездили огромные дежи (чаши для теста) объёмом в 1 000 литров каждая.

Винтовые лестницы – это наша отдельная гордость и ещё одна отсылка к эпохе русского авангарда. Такое решение нашли наши дизайнеры-архитекторы (партнёры из компании ABD Architects), пробросив мостик к знаменитой башне Татлина, которая всех нас очень вдохновляла в период проектирования. А в 1920-е годы это был символ революционного переворота в развитии человечества – переворота в науке, технике, промышленном производстве, информационном пространстве.

А теперь – посмотрим под ноги. Расцветка и рисунок пола в наших офисных пространствах ничего не напоминает? Если вы выросли на постсоветском пространстве, то наверняка встречали полы с маленькими кусочками мрамора, мраморной крошкой. Такие полы остались во многих советских зданиях, которые имели какое-то общественное значение – в больницах, детских садах, школах и, конечно, ДК. Это наливной бетонно-мозаичный пол. Его делали, как не сложно предположить, из кусочков камня и раствора. Крошка в таких полах – фракции 5-15 мм, раствор – серого цвета, но иногда использовались красители, которые могли его немного оттенить. Честно говоря, красители были так себе, и пол всё равно оставался сероватым и приглушенным – очень таким советским.

Так вот, мы хотели приблизить наш пол к дизайну советского ДК – но при этом, конечно, остаться в комфорте дня сегодняшнего. Поэтому в нашем случае пол покрывает не бетон, а современная ПВХ-плитка с идентичным орнаментом. Но при этом она очень износостойкая и обладает хорошими акустическими свойствами! Топота и шума от ходьбы на каблуках в этом офисе стало меньше.
ТОЧКА 14. ЮЖНАЯ ЛЕСТНИЦА И HISTORY, ПОДНИМАЕМСЯ С ШЕСТОГО НА СЕДЬМОЙ
А вот и та самая площадка, где выложена сохранившаяся плитка 1930-х годов, которую мы бережно отреставрировали и вернули обратно. Заметно, что плиточки ещё и по цвету различаются немного: они из разных помещений завода, где-то сильно «высветились» временем, где-то меньше. Но главное, что нам удалось собрать этот фрагмент для сохранения памяти места!
По сути, это подлинный артефакт для историков дизайна, изучающих советский художественный стиль. Вместе с этой лестницей и перилами. Можно сказать, у нас свой небольшой музейный отдел, посвященный советскому авангарду, так что после изучения всех мировых художественных стилей в академии Штиглица можно приходить к нам бонусом. Дизайнеры и архитекторы, которые посещают наше здание во время экскурсий, всегда фотографируют эту плиточку, снимают видео.

Чердак, на который ведет лестница, – это уже условный 7 этаж, переговорная HISTORY. Под «историей» здесь мы имеем в виду не просто историю RBI, а скорее историческое наследие нашего города. К которому мы, как известно, не безразличны. На таймлайне мы отобразили объекты, которые уже реконструировали за период нашей деятельности.
Уверены, что Левашовский хлебозавод, по которому мы сейчас прогулялись, – далеко не последний отреконструированный RBI объект. А наша экскурсия тем временем подошла к концу. Спасибо за внимание!
Корпоративное издание Группы RBI
исполнительные редакторы
главный редактор
корреспонденты
Мария Ширяева
Алина Глушкова
Анна Жулеева
Карина Святецкая
Екатерина Дэмир
креативный редактор
Павел Колпаков