Ритмы RBI-бэнда
Вкатились в год Ритмов RBI ударно и даже сыграв на опережение – встретив музыкально наступающий 2025 год в декабре 2024-го. Но это ни в коем случае не фальстарт – а чистая энергия ритма! Вечеринку в Котельной уже все успели обсудить (но не забыть), а мы тем временем решили узнать у главных её участников все подробности – как родился, вынашивался, реализовался и отгремел этот проект. Как готовились и репетировали. Как выбирали программу, о чём спорили и готовы ли исполнять песни «на заказ». Чего боялись, как ошибались, исправлялись и остались горды собой.
RBI-бэнд, как многие из нас хорошо помнят, с успехом выступает в Компании уже много лет. Периодически возрождаясь в изменённом составе. Новая инкарнация, похоже, обещает быть одной из самых успешных! Название – R-Band, сокращение от RBI-Band, чуть более короткое и звучное. Узнали у коллег, что они сами думают об этом своём амплуа – музыкальном.
R-Band
Начал я играть на гитаре в восьмом классе, вдохновлённый примером двоюродного брата. А в девятом в наш класс перешли ученики из другой школы, с которыми образовалась дружная компания. Один из них неплохо играл, он и стал учить меня. Я очень гордился собой, когда начал играть песни моего любимого (тогда и до сих пор) «Аквариума». Одной из первых был «Старик Козлодоев», эту песню я постоянно исполняю и сейчас в дуэте с другом. Ну а дальше – институт, колхоз, новые друзья, всё больше и больше «Аквариума», всё более сложная их музыка. «Кино» не играл – нет горячей любви к их произведениям.
Годы шли. Играл понемногу, но постоянно, изучая новые приёмы. Появилась первая электрогитара, начал осваивать её. В 2015 году основал бэнд, который существует до сих пор, сейчас он называется «Неформат». Правда, из-за того, что барабанщица живёт в Швеции, собираемся раз в полгода.
Сейчас играю на гитарах разного вида: электрических, акустических, шести- и двенадцатиструнных. Предпочитаю Gibson, коих имею немало. Стаж игры – 38 лет, число инструментов – 19 (о, по одному за два года). Профиль: аккомпанемент, ритм-гитара, а вот теперь и соло. Играю также на бас-гитаре, но так себе. Ноты знаю кое-как. Музыке не учился, о чём люто жалею: в шесть лет меня настойчиво приглашали в музыкальную школу, но я решил, что это «не царское дело». Четыре года назад пытался научиться теории музыки, но бросил за безнадёжностью. Я ж физик, а алгеброй гармонию не поверишь.
Несколько мандражировали перед выступлением: первый раз вместе на сцене всё-таки. Лажали уверенно (и многократно). Вообще, это девиз нашей R-Band – «лажай уверенно». Как в джазе: «фальшивая нота, сыгранная уверенно – это импровизация». Принимаем ли заявки на сет-лист следующего концерта? Простите, нет. Мы играем то, что хотим играть именно мы! Но если это то же, что нравится вам – будем рады. И конечно, огромное спасибо Василисе Шило: она так здорово поддерживает нас и помогает нам.
Идея организовать бэнд появилась летом , но долгое время оставалась идеей и начала воплощаться только после сентябрьского «квартирника». Бэнд для нас – чистой воды фан, развлечение. Играем для себя, но не против разделить музыкальную радость со зрителями и слушателями (если кто-то находит удовольствие в слушании нас). Репетиции к Новому году начали в середине октября и репетировали плотно, каждую неделю по три часа.

Сложно было определиться с сет-листом и подобрать песни, которые мы могли бы сносно разучить за два месяца. Подбирали известную «классику» (то, что на английском неполиткорректно называется crowd pleasures) и песни с юмором: идея хулиганской «Ёлочки» появилась после Диминого «срубил он нашу ёлочку под самый мозжечок». Не хотели играть что-то совсем кабацкое.
Юрий Никитин
Cоло-гитара, вокал
директор по информационным технологиям
Девиз нашей R-Band – «лажай уверенно»
Но поиграть в группе мне всегда было интересно! Я знаю, как рождается песня в одной отдельно взятой голове, но, как она рождается в коллективе, до недавнего времени я мог только догадываться. Помимо этого, коллектив, несомненно, даёт множество навыков, которые в индивидуальном исполнительстве остаются чаще всего недоразвитыми. В коллективе нужно в каждый момент времени делать то, что от тебя требуется, и при этом уметь слышать всех остальных участников (особенно ударника). Не пытаться сыграть за всех, не усложнять там, где можно не усложнять. Для меня, как одиночки, именно это оказалось труднее всего.
Для меня лично в музыке самое интересное – это гармония. Чем она оригинальнее, сложнее, чем в ней больше нестандартных ходов, тем мне интереснее. Я люблю в этом копаться, раскладывать на атомы, чтобы в конце концов понять – как оно сделано. Благодаря нашему коллективу приходится разучивать новые песни из не совсем привычных мне музыкальных жанров. Это позволяет расширять музыкальный кругозор и применять эти знания при создании своих песен (что, конечно, для меня приоритет).
Поскольку наш бэнд – не коммерческая кавер-группа, мы не «всеядны». Сразу договорились, что играем только то, что нам нравится или, как минимум, интересно. Если какая-то песня хотя бы одному участнику бэнда категорически не по душе, скорее всего, мы её играть не будем. Наши музыкальные вкусы не во всём схожи, и мы стараемся находить такие композиции, которые устраивают всех. Потому что наша музыка – это прежде всего наш фан, а не работа на актуальный хит-парад. Кстати, у нас практически все участники бэнда – поющие. Репертуар мы подбираем так, чтобы каждый смог спеть «свою» песню. Это очень ценно.
В частности, для решения этой проблемы я несколько лет назад увлёкся фингерстайлом – довольно сложным стилем игры на акустической гитаре, когда исполнитель одновременно ведёт бас-, ритм-, соло-партию, таким образом выжимая из инструмента звучание трёх, а то и четырёх (с учётом перкуссии) инструментов. Играть так, прямо скажу, непросто, я пока себя ощущаю в самом начале пути, постоянно учусь и экспериментирую, но благодаря этому открываю для себя всё новые музыкальные инсайты.
В музыкальном плане я всю жизнь был одиночкой. Никогда не играл в группах, не участвовал в дуэтах, трио, квартетах и прочих вокально-инструментальных образованиях. За более чем 30 лет игры на гитаре привык к тому, что всё, что я даю слушателю, исходит исключительно от меня лично и более ни от кого. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что если ты где-то слажал, то обвинять в этом некого, кроме себя самого: тут не попеняешь барабанщику, что он сбился с ритма, или соло-гитаристу, который взял неверную ноту (сымпровизировал 😉). Минусы в том, что в одиночку гораздо сложнее добиться объёмного звука, который даёт только слаженная работа нескольких инструментов.
Дмитрий Ёлкин
ритм-гитара, вокал
дизайнер
Для меня лично в музыке самое интересное – это гармония
И вот спустя много лет в разговоре с Юрием я обмолвился, что когда-то играл за установкой. Примерно в это же время у коллег родилась идея создать свой бэнд, и мне предложили принять участие. Отдельное спасибо Юре, именно его настойчивость в этот раз помогла мне двинуться от мыслей к делу: я взял несколько уроков, чтобы хоть немного вспомнить, как это, и присоединился к репетициям. На первом выступлении, учитывая отсутствие опыта, я был готов сыграть 1-2 композиции. Надеюсь, в дальнейшем смогу отыграть всё выступление, потому что теперь останавливаться на достигнутом уже не хочется.
Когда-то давно, почти 20 лет назад, у нас с друзьями была своя маленькая группа (из трёх человек). Именно тогда я впервые сел за барабаны, взял пару уроков и дальше уже сам понемногу осваивал это интересное, но непростое хобби. До выступлений у нас так и не дошло, но в каморке, что за актовым залом, мы очень неплохо зажигали. (И это не просто цитата, а чистая правда – репетировали мы в каморке в ДК нашего небольшого посёлка.) Но потом судьба нас немного раскидала, и больше за барабаны я не садился, хотя каждый год нет-нет да и посещала меня мысль, что было бы здорово опять начать играть.
Александр Шолохов
барабаны
старший инженер-системный администратор
в каморке, что за актовым залом, мы очень неплохо зажигали
А новый всплеск интереса к гитаре произошёл в 15-летнем возрасте. В том числе связано это было с настоятельно возникшей потребностью как-то выделяться из толпы сверстников. Решил вот таким способом выделиться. Очень удобно было завоёвывать внимание девочек, исполняя нечто вроде «… для вас любовь была, увы, забавным сло-о-овом…» и томно глядя ЕЙ в глаза при этом.
Пришёл ко мне знакомиться Юра Никитин. Увидел в углу моего кабинета гитару. «Играешь?» «Играю!» «Я тоже! И ещё гитары коллекционирую: у меня дома 100500 гитар»! (На репетиции Юра действительно притаскивает целый арсенал музыкального – и гитары, и процессоры, и чёрта в ступе. Всегда приходится его дольше всех ждать, пока он соберёт свою пару чемоданов оборуды. Шутка от Юры: проще всех собирать инструменты вокалисту – рот закрыл и пошёл!) «Надо будет как-нибудь вместе, может быть, в ансамбле» …
Потом был квартирник. После которого мы посмотрели друг на друга (я, Юра, Дима) и сказали друг другу: а не спеть ли нам песню? В ансамбле. К Новому году. Вначале думали исполнить пару штук, плюс пару на бис (если народ попросит). Но постепенно плейлист разросся. Каждый что-то предложил от себя. Получилась сборная солянка. Зато каждому было, что сказать и что спеть. Как-то интуитивно договорились о том, что точно не будем исполнять. А потом и закрепили это (хотел сказать «на бумаге», но нет, в электронной переписке). Начиналось всё как весёлый бардак. Оно и сейчас продолжается так же.
Но! Мы САМИ ДЕЛАЕМ МУЗЫКУ! Прямо как вот те, которые из динамиков! Да, непрофессионально, да она далека от совершенства. Но это пока. Известно, например, что Джон Леннон чрезвычайно зауважал Пола Маккартни, когда узнал, что ТОТ ЗНАЕТ АККОРДЫ!!! А потом «Битлз» – всемирно известный коллектив. Так вот, мы как «Битлз». Я вижу, как наши навыки растут. Вижу и чувствую, что мои непослушные пальцы становятся немного менее непослушными. Я кайфую. Смотрю на ребят, мне кажется, они тоже. В этом бэнде точно есть жизнь!
Играть в ансамбле всегда хотелось попробовать. Но почему-то всегда казалось, что это какая-то высшая математика, а те, кто несётся из динамиков, – это какие-то волшебники. С детства нравилась бас-гитара – она большая, с толстыми струнами, и звук из неё солидный такой, густой. Вместе с барабанами бас создаёт ритмическую основу любой композиции. Первый опыт выступления в команде приключился, когда в Компанию пришёл заместитель директора по безопасности Игорь Сараев. Попробовали собрать первый бэнд вместе с ним и Сергеем Ткаченко. Игорь играл на соло, я на басу, Сергей – играл на ритм-гитаре и пел. Барабанщика в тот момент мы не нашли. И потому исполняли песни под минусовки. Мне такой способ исполнения довольно скоро наскучил, ибо получалось своеобразное караоке. Не очень понятно, зачем музыканты на сцене. Ну и музыкальные вещи нам разные нравились. В общем, этот проект как-то сам по себе потихоньку угас. А второй опыт оказался более успешным.
Видимо, мои музыкальные способности на педагогов впечатления не произвели, и потому мне в гитаре отказали, предложив пойти учиться на трубача. Мол, там недобор, всех берут, даже тех, у кого слуха нет. И тут уж наотрез отказался я. Зря, конечно. Труба совершенно клёвый инструмент. Но я ж на гитаре хотел! Равно как наотрез отказался заниматься внеклассно вокалом. Была у нас в школе чудесная учительница Виолетта Абрамовна, которая как внеклассный предмет преподавала вокал. И как-то меня залучила она в свой кабинет и прямо-таки уговаривала заниматься пением. Но я решил, что это занятие совершенно девчоночье, недостойное мужчины восьми лет. В общем, я самоучка как в случае с гитарой, так и в случае с вокалом. Думаю, это совершенно очевидно при моём исполнении 😊
Всегда хотел играть на гитаре. Перед глазами всегда был пример отца, такое воспоминание детства. Мне года три-четыре, общага юридического факультета. Вечер. Не помню уж какое мероприятие, но почему-то у отца гитара, мы в коридоре. Компания немноголюдная. Отец поёт негромко «Снова месяц взошёл на трон править звёздною своей страной…» Вокруг постепенно собирается студенческий народ, слушают, молча. А у меня в голове образы этого самого трона, на который взошёл месяц… В общем, гитарой я бредил. И потому, когда в возрасте семи лет мама повела меня на прослушивание в музыкалку, я категорически сказал, что ни на чём другом, кроме гитары, играть не буду.
Роман Хохлов
бас-гитара, вокал
директор по развитию
Мы САМИ ДЕЛАЕМ МУЗЫКУ!
Екатерина Штерц
вокал
продюсер мероприятий
«Особенно запомнилось, как мы не могли по ритму попасть в припев после проигрыша. Сто раз репетировали, а все равно не получалось! А еще было сложно выговорить, а особенно быстро пропеть «Ритм там, где мы». А вообще нас очень сплотили репетиции и запись на студии. Хотелось бы в дальнейшем совершенствоваться, усложнять репертуар», – говорит она.
И у нас новый голос женского RBI-вокала
Катя вспоминает предновогодние репетиции как события, на которых «было много смешного».
Барабаны – крайне дорогой инструмент, и в школьные годы его купить не представлялось никакой возможности. Поэтому первую установку я сделал из пластиковых вёдер из-под шашлыка, стойки и педаль – из дерева, тарелки – из пластиковых крышек. Почему из-под шашлыка? Потому что я работал летом у папы на мясокомбинате, разливал шашлык по контейнерам, часть из которых экспроприировал на музыкальные нужды. В конце лета я уже накопил на настоящую, берёзовую ударную установку Peace, от чего был доволен собой и рад как слон.
Все школьные, студенческие годы не было периода, когда бы я не находился в группе. Были и гаражные репетиции, провальные концерты и даже большие площадки (в Питере выступали в Aurora Concert Hall). Но что я помню точно – во время каждого из выступлений я был безгранично счастлив. Наше новогоднее выступление напомнило об этом давно забытом ощущении.
Дольше всего (5 лет) я проиграл в группе «Межгалактическая реверберация 3000» (МР-3000). Товарищи по бэнду фанатели от различных электронных устройств, космоса и сёрф-рока. Если вы смотрели фильм Тарантино «Криминальное чтиво», в начальных титрах играет классика этого жанра (Дик Дейл – Misirlou). За время существования группы мы успели отыграть не один десяток концертов в Вологде и Питере, записать мини-альбом на четыре трека и выпустить кассету (!) вместе с польскими музыкантами. Его можно свободно послушать «ВКонтакте».
В какой-то момент я ощутил тесноту в жанре сёрф-рок, хотел более сложной музыки, чтобы она была как вызов, который даёт возможность расти. И я ушел в прогрессив-метал- группу, которую собрали с двумя гитаристами-одногруппниками. Каждую песню приходилось усиленно учить по нескольку недель-месяцев. На этом я сильно вырос как барабанщик. После нашего новогоднего концерта произошло очередное просветление, и я понял, что хочу двигаться дальше по метал-джазовому направлению. Собираюсь возобновить занятия с преподавателем, которые потребуют времени. В связи с чем постоянное место ударника в R-бэнде займёт Саша Шолохов, а я буду поддерживать ребят из зрительного зала.
Барабанами я заболел в 14 лет. В школе друзья подсадили меня на ню-метал (System of a Down, Korn, Limp Bizkit), через который я влюбился в инструмент безвозвратно. Но мне всегда нравилось играть разную музыку. Так что, если нужен зажигательный афро-кубинский ритм – окей, немного дерзкого фанка – с радостью, а если нежный блюз– попробую, но не обещаю. Однако любимым направлением остается тяжёлая музыка, а именно металкор, прог-метал. Отдельная большая вселенная в уютном мире тяжеляка.
За два месяца репетиций мы чуть-чуть, но эволюционировали как музыканты и как коллектив. Если первые встречи были сумбурными, наполненными «косяками», то в какой-то момент я ощутил следующее: готовность ребят поддержать тебя в треке, даже если кто-то явно сбился, продолжить игру, когда песня «официально» закончилась. Это первые шаги к экспериментам, импровизации, что является классным результатом для короткого срока. Мы однозначно музыкально сдружились.
Семён Смирнов
барабаны
дизайнер
Барабанами я заболел в 14 лет
Корпоративное издание Группы RBI
Креативные редакторы
Главный редактор
Исполнительный редактор
Таисия Зеленкова
Мария Ширяева
Павел Колпаков
Дарья Зыкова