Дом, светлый дом
Топ-10 необычных фактов о Куинджи и «Куинджи»
Вы уже изучили биографию Архипа Куинджи? Рассказывая людям о новом проекте RBI на Лиговском и о том, чьим именем он назван, – пожалуйста, не путайте передвижников с полупроводниками и люминизм с плеоназмом. Вот и мы тоже проштудировали труды по биографии великого художника – и нашли там немало интересного. В смысле, немало параллелей с днём сегодняшним. И с коллективным «творчеством» нашим, Группы RBI. В данном случае речь, конечно, про дом «Куинджи». Итак, поехали!
«Золотых дел мастер»
Факт 1
Именно это означает фамилия «Куинджи» в переводе с крымскотатарского (точнее, с урумского). Что сказать, фамилия оправдала себя! Сегодня работы Куинджи стоят баснословных денег. Например, авторский вариант картины «Березовая роща» (оригинал которой выставлен в Третьяковке) в 2008 году был продан на Sotheby's за 3 млн долларов. Примерно как 15-20 квартир в доме «Куинджи».
Вообще-то на продукт от RBI у ценителей тоже вполне себе высокий спрос. Вы, наверное, слышали, что ещё за неделю предварительного бронирования в конце октября мы повысили цены на квартиры на 17-20%. Средняя цена кв. метра сейчас – около 345 тысяч рублей. Большинство квартир стоят дороже, чем «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 820 тыс. шведских крон, или 90 тыс. долларов, на торгах Uppsala Auktionskammare в 2013 году), но всё-таки дешевле, чем «Перед грозой» (продана за 221 тыс. долларов на Sotheby's в 2011-м).
Красил забор Айвазовскому
Факт 2
В возрасте 13 лет будущий великий художник сам приехал в Крым из родного Мариуполя, чтобы учиться живописи у Ивана Айвазовского. Этот художник, тоже великий, конечно, в представлении не нуждается. Вот только в те дни он оказался был в отъезде, и юный Архип попросился пожить в усадьбе, чтобы дождаться возвращения мастера. За проживание платил натуральным трудом: толок краски, немного красил стены и забор. Айвазовский-то в итоге приехал, но брать ученика не захотел – посоветовал ехать на учёбу уж сразу в Одессу или Петербург. А Куинджи впоследствии так и сделал...
Коллеги из RBI OK! Среди ваших отделочников вам будущие Куинджи, случайно, не встречались? И если уж говорить о «Куинджи», а не о Куинджи – да, все квартиры в этом проекте у нас идут сразу с белой отделкой. Она входит в цену, знай только клей обои. Ну а что? Мастер же включает в цену своих зрелых работ и плату за голодные «подготовительные» годы ученичества!
Хотел открыть фотоателье
Факт 3
Через пять лет Куинджи поселился в Таганроге, где стал работать ретушёром в фотостудии. Да-да, это 1860 год – фотосервисы уже несколько лет как открылись и успешно работают, составляя конкуренцию художникам. «Когда я служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. А вот всё утро – от четырёх до десяти – было в моём распоряжении», – вспоминал впоследствии художник. В это же время он даже пытался открыть собственную фотостудию, но дело не пошло.
А у нас предусмотрен коворкинг для жителей – досуговый центр, который подойдёт и для работы, и для отдыха, и для хобби, и проведения мероприятий. Можно и фототворчеством заниматься. Или даже провести «фотоклуб» среди соседей. Возможно, у Куинджи потому и не сложилось с фотоателье, что в Таганроге у него не было удобного, хорошо освещённого помещения с кофе-поинтом и стильной мебелью.
Стал жертвой плагиата
Факт 4
Картина «Ладожское озеро» (1873), написанная на Валааме, стала новаторской для своего времени – благодаря эффекту каменистого дна, которое словно просвечивает сквозь прозрачную воду. С ней оказался связан громкий скандал: 10 лет спустя появилась картина Руфина Судковского, мариниста, другого известного художника того времени, которая называлась «Мёртвый штиль». И в ней был применён точно такой же приём! Куинджи обвинил Судковского в плагиате. Другие петербургские художники оценивали происходящее по-разному: одни выступали на стороне Судковского, иные, как, например, Иван Крамской и Илья Репин, открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием». Но никакого суда по поводу авторских прав, конечно, не было.
Ну а у нас во дворе – целый пейзажный парк с ручьём. Рядом с ручьём – удобные скамьи в тени деревьев. И ещё несколько «уголков интроверта» и «зелёных комнат» во дворе. Ну просто дзен! Не хуже, чем на Валааме… А вот Ладожское озеро у нас на территории «Куинджи» не поместилось. Поэтому оно течёт не сюда, а по водопроводу в Мистолово.
Создал знаменитый ночной пейзаж
Факт 5
«Лунная ночь на Днепре» – одно из самых известных произведений Куинджи. Сегодня увидеть его можно в Русском музее. А впервые широкая публика увидела этот пейзаж осенью 1880 года на «выставке одной картины» в Петербурге. Первый случай в истории, когда на художественной выставке был представлен всего один экспонат. Для пущего эффекта автор придумал экспонировать полотно в полутёмном зале, окна которого были задрапированы, при этом сама картина была освещена направленным лучом света. Публика была в восторге, некоторые зрители пытались заглянуть за картину и найти там спрятанную электрическую лампочку, не понимая, как рождается такая удивительная игра света. После выставки картину купил великий князь Константин Константинович и увёз с собой в кругосветное путешествие. Идея так себе. Картина год проплавала на фрегате, по возвращении оказалось, что краски потемнели.
Во дворе нашего «Куинджи» появятся арт-объекты современного петербургского художника Владимира Полякова. Один из них, тот, который называется «Под светом звёзд», больше всего похож на три камня, отполированные водой и выброшенные на берег. Иногда море и добавляет вещам красоты, а не наоборот. А что касается звёзд – на картине «Лунная ночь» их почти не видно, и дело не в состоянии красок, а в облаках. Но из нашего двора звёздами точно можно будет любоваться, хотя бы иногда. Обещаем!
Дружил с Менделеевым
Факт 6
Куинджи всю жизнь искал новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы добиваться невиданных доселе световых эффектов, чтобы краски были максимально устойчивы и дольше сохраняли первоначальную яркость. Так что дружба с Дмитрием Менделеевым, великим химиком, наверняка была для него не только приятной, но и полезной. Есть даже фотография, как оба играют в шахматы. И видимо, неплохо играли, учитывая, что Менделеев как-то обыграл в партии Михаила Чигорина – участника матчей за мировую шахматную корону.
Жители «Куинджи» смогут держать себя в оптимальной форме – не только физической, но и интеллектуальной. Для них во дворе предусмотрены и профессиональные уличные тренажёры, и шахматы. Ещё и настольный теннис, кстати, – но про успехи Архипа Куинджи в теннисе история умалчивает.
Ограбление века
Факт 7
Картина «Ай-Петри. Крым» из коллекции Русского музея в 2019 году была похищена среди бела дня! Произошло всё в Третьяковской галерее, куда полотно привезли на временную выставку. Причём дело было 27 января, в день рождения Куинджи… Вот так подарочек! На глазах у посетителей злоумышленник снял со стены картину, отнёс за колонну, там вынул её из рамы, а после не спеша проследовал с картиной к выходу и уехал с ней на автомобиле. Выставка Куинджи, и без того популярная, благодаря инциденту пережила всплеск посещаемости. Правоохранительным органам потребовалось несколько часов, чтобы вернуть картину. «Ай-Петри» нашли в подвале строящегося коттеджа в Подмосковье. А преступник – дворецк… вернее, слесарь, который, по его словам, пошёл на кражу, чтобы расплатиться с долгами.
Стоит ли напоминать, что в доме «Куинджи», как и в других проектах RBI, довольно продвинутая система безопасности. Старики-разбойники точно не пройдут. Потому что цифровая система контроля доступа, IP-домофония, видеонаблюдение, служба диспетчера, охраны и консьержа. Внутренний двор расположен на стилобате и закрыт для доступа посторонних, охраняется 24 часа в сутки. У каждого жильца индивидуальный ключ с персональным идентификатором… В общем, вы поняли. А за подробной информацией приглашаем в книгу продаж.
Рай в шалаше
Факт 8
В 1886 году Куинджи купил небольшой участок в Крыму, возле посёлка Кикенеиз (современное название – Оползневое). Ну как небольшой – 245 десятин. А одна десятина – чуть больше гектара. Со временем здесь отстроили небольшое имение – Сара Кикенеиз, но первое время художник жил там с женой уединённо в шалаше. Хотя «звёздные» заработки позволяли ему купить хоть дом. Что он в итоге и сделал – приобрёл Доходный дом на 10-й линии В.О., 39 (знакомые многим RBI-цам места!). Отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры. Многое из этих доходов, кстати, отдавал на благотворительность.
Средняя площадь квартиры в «Куинджи» – 45,7 кв. метра. По меркам RBI не так много. Но спрос говорит сам за себя, так что квартирография вполне «рабочая». Для кого-то райский шалашик, для кого-то – очень доходный дом XXI века. А откуда взялась такая задумка с «мелкой нарезкой»? Дело в том, что этот проект покупали у коллег из компании «ПИК» – а там свои стандарты, не во всём совпадающие с нашими. В том числе и по квартирографии. Но мы посмотрели и решили, что именно в этой локации и в этом проекте такая концепция будет, пожалуй, уместна и оправданна. И не стали ничего менять с точки зрения количества квартир. Вот такой эксперимент.
Вся жизнь на Васильевском
Факт 9
Куинджи и сам многие годы прожил на Васильевском острове. Его адреса в Петербурге –Малый проспект В.О. 16, и Биржевой переулок, 1. В Биржевом сегодня расположен музей-квартира художника. Наиболее яркие экспонаты там – рояль жены художника, его шахматы, портрет Куинджи работы Ивана Крамского, микроскоп, с помощью которого он изучал краски. А почему Куинджи, как и многие других художники, предпочитал Васильевский? Ну конечно, из-за близости Академии художеств. В которую он поступил, кстати, только с третьей попытки – чтобы в итоге бросить. Но, видимо, привычка и тяга к этому месту остались на всю жизнь.
Жить так, чтобы всё самое нужное было под рукой, – это ценно для всех и сегодня. Хотя за 150 лет уже появились и автомобили, и метро, и мосты через Неву (во времена учёбы Куинджи в академии постоянный мост был только один – Николаевский, ныне Благовещенский). Вот и наша локация – в центре событий, в 15 минутах от метро «Обводный канал». А за ним уже начинается исторический центр. Подсчитано, что до Витебского и Московского вокзалов можно добраться на авто за 7 минут.
Тончайшая работа
Факт 10
Куинджи любил птиц. «Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову», – вспоминал Николай Рерих, ученик Куинджи. Журнал «Нива» даже сообщал, что Куинджи как-то раз «совершил чудо хирургической техники – пришил к поврежденному крылу бабочки кусочек тончайшей шёлковой материи, раскрасив её акварельными красками. И ранее беспомощно лежащая на стеклянной крыше его мастерской бабочка унеслась вдаль с обновлённым крылом».
Не секрет, что многие в RBI всерьёз заинтересовались проектом «Куинджи» – и захотели купить его для себя или своих близких. Здорово, что нас вдохновляет то, что мы делаем! Друзья, в наступающем году желаем всем вам почаще вдохновляться и относиться к своей работе как к искусству. Уверены, про каждый наш следующий проект мы сможем с гордостью сказать, что это очень тонкая, но командная работа.
Корпоративное издание Группы RBI
исполнительные редакторы
главный редактор
корреспонденты
Мария Ширяева
Алина Глушкова
Анна Жулеева
Карина Святецкая
Екатерина Дэмир
креативный редактор
Павел Колпаков
Корпоративное издание Группы RBI
исполнительные редакторы
главный редактор
Повелители нейросетей
Мария Ширяева
Алина Глушкова
Анна Жулеева
Елена Григорьева
Павел Колпаков
Алина Глушкова
Анна Жулеева
креативный редактор
Павел Колпаков