Как «Северный город»
чуть не стал «Царьградом»
Как вам два месяца без «Северного города»? Не соскучились по этому названию? Не сталкивались с потерявшимися клиентами, которые не могут найти знакомую вывеску? Всем нам немного жаль было расставаться с этим любимым брендом, в который немало было вложено. Но давайте смотреть вперёд! Сейчас вот только ещё один разок оглянемся и вспомним самое начало…
Март 2002 года. В Петербурге падают продажи пейджеров. Доллар по 31. Город потихоньку начинает готовиться к празднованию масштабного юбилея – 300-летия. Губернатор Яковлев едет в Москву обсуждать проблемы строительства петербургской кольцевой автодороги… Тем временем, RBI проводит большую пресс-конференцию, посвящённую итогам работы в 2001 году. Именно на ней Эдуард Тиктинский впервые объявил о том, что летом на рынке строящегося жилья Петербурга появится новый бренд!

Названия будущей компании тогда ещё не было. Изначально мы рассматривали порядка 700 вариантов, потом в «воронке» осталось 150, потом – 20, потом – 6. Работали с агентствами по «неймингу» и «брендингу» сначала в Петербурге, потом в Москве, потом опять в Петербурге. Правда, в итоге то название, которое впоследствии вошло в историю, оказалось придумано внутри Компании. А выбрать его из финального «шорт-листа» помог соцопрос населения с выборкой в 1500 человек. Представляете, сейчас с фасада бизнес-центра снимали бы вывеску «Царьград»?
Из внутреннего отчёта Компании
Второе понравившееся
название, %
Название
не понравилось, %
"Республика"
"Царьград"
"Светлый край"
"Наш город"
"Северный город"
"Новоград"
Никакое
Первое понравившееся
название, %
1
1
31
6
7
2
7
8
4
21
22
0
37
19
1
4
4
8
24
11
10
Названия «Северный город» и «Наш город» почти не имеют негативных оценок. В целом название «Северный город» воспринимается населением более положительно, чем «Наш город». Более половины опрошенных считают «Северный город» вполне приемлемым названием для компании, строящей жильё, «Наш город» в этом плане несколько проигрывает. Название «Наш город» интерпретируется менее образно, чем «Северный город».

С названием «Северный город» связывают не только его географическое положение и климатические условия, но и особенности города, подчёркивается его принадлежность к особым городам – это «северная столица» (подчёркивается непровинциальность города), «это близко духу Санкт-Петербурга». «Северный город» воспринимается не только романтически сказочным, но в нём отмечаются и функциональные характеристики, необходимые для названия строительной фирмы.
Иллюстрации с неутверждёнными логотипами
Первый логотип «Северного города»
Для создания логотипа «Северного города» была привлечена группа петербургских дизайнеров. Но в какой-то момент мы поняли, что нам нужно совершенно другое.
Не хватало размаха, все логотипы были слишком технологичны. Поэтому решили обратиться к профессионалам – брендинговому агентству BBDO, кстати, последним ребрендингом занимались тоже они. Михаил Возиянов, в то время наш директор по маркетингу, рванул в Москву. И они нарисовали нам наше любимое «окно», которое верой и правдой служило нам 20 лет.

Почему «окно»? Город у нас «северный», небо часто серое, погода промозглая. И отдельное удовольствие – оказаться дома, в тепле и уюте, где комфортно в любое время года и суток. Именно эти ощущения и передаёт фирменный знак «Северного города». Оно символизирует дом, уют, а солнышко в верхнем углу – это тепло, свет.

Но самым главным прорывом на строительном рынке в тот период было именно позиционирование. Мы разработали дескриптор «Квартиры для среднего класса». Средний класс тогда только зарождался, быть «средним классом» считалось круто, «как в Америке». Вся коммуникация была направлена именно на формирование образа надежной компании, которая строит качественное жильё для передовых людей с активной жизненной позицией.

Вспоминает Инна Тарасова
А «твёрдым», как принято говорить в нашей Компании, стал стандарт «Квартиры для среднего класса» (сокращенно КСК), который понятными простыми терминами объяснял покупателю, что он покупает за свои деньги. КСК – это предшественник «Квартир в стиле 3е».
На вывод нового бренда был выделен очень значительный бюджет. Весь город был завешан билбордами, запущена реклама по ТВ и радио. Специально для вывода сняли высокобюджетный ролик, на дорогущую киноплёнку. Но старались экономить))) Ролик снимали в квартирах наших сотрудников – Евгения Ноздрина, Алёны Милош. Алёна как раз переехала в новую квартиру от RBI и закончила ремонт. Правда, после съёмки, ей пришлось сделать небольшой косметический ремонт паркета снова, но это уже мелочи…

Ролик был построен на противоположностях. Мы показывали в сравнении обычные для тех времен многоэтажки в спальных районах и наши дома – красивые, ухоженные и безопасные. И предлагали людям переезжать в «Северный город» – мы строили «новый Петербург». Ролик так и начинается, по-питерски, в лучших традициях фильма «Брат»: подросток-наркоман разбивает окно в машине на парковке дома… Потому что дом в «неблагополучном» районе. Увы, такое было время, это действительно реалии тех дней.

Кстати, помню, Сергей Вдонин, начальник отдела рекламы, попросил подыскать меня подъезд и лифт пострашнее, для большего контраста с домом от «Северного города». Я прислала фотки своего подъезда, он сказал: «Нет, ну так слишком страшно, давай поприличнее…»

«Северный город» стал новым свежим глотком воздуха, рекламные сообщения были лаконичными и интригующими: «Доплати и увеличь», «Плати только за построенные метры». Кстати, именно мы придумали первыми продавать стоимость ежемесячного платежа по ипотеке на билбордах. «350$ в месяц за квартиру» красовалось на наших щитах. Тогда в первый раз я услышала от отдела продаж: «Звонки плохие, все бабушки города наши».
начальник отдела маркетинговых коммуникаций, в то время администратор отдела рекламы:
Мы тут подсчитали, что за 18 с лишним лет под брендом «Северный город» мы реализовали 30 проектов в общей сложности на 1,1 млн. кв. метров. А ещё «Северный город» не раз побеждал в «Доверии потребителя». Он обладатель звания «Компания, пользующаяся наибольшим доверием потребителей», за 2014, 2017 и 2020 годы.
Кстати!
Корпоративное издание Группы RBI
главный редактор
исполнительный редактор
креативный редактор
Елена Бельчинская
Екатерина Шишунова
Павел Колпаков