Лаунж-пейзаж
Знаменитый художник Илья Ефимович Репин, как известно, развёлся с первой женой и купил усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в подарок для своей возлюбленной Наталии Нордман. После революции 1917 года Великое княжество Финляндское стало заграницей, и Репин, никуда не уезжая, внезапно оказался в эмиграции, где и прожил оставшиеся 13 лет жизни (а в общей сложности – 30). Ещё через десять лет, после советско-финляндской войны, Куоккалу, которая вновь оказалась в составе России, переименовали в Репино. А в 2025 году RBI начала строительство проекта «Репин»! Самое время вспомнить, что такого необычного, высокохудожественного, интересного мы заложили в этот проект.
Илья Ефимович Репин
Автопортрет 1878 год
Глава 1
Почему Репин выбрал Куоккалу
Илья Репин всегда мечтал жить на природе. К 1899 году он уже знаменитый художник и корифей, профессор живописи. Все самые знаменитые картины уже созданы. Пора пожить в своё удовольствие. Но общественная занятость, ученики, проекты, работа в Академии художеств (в 1898 году он стал ректором) не дают полностью «оторваться» от Петербурга — хочется жить где-то поблизости. Между тем, посёлки, расположенные вдоль северного побережья Финского залива, к началу XX века стали любимыми местами отдыха петербуржцев. Идёт дачный бум. Репин выбирает участок на 45 километре от Петербурга в деревне Куоккала. За 0,87 га земли с одноэтажным финским строением он заплатил 10 тысяч рублей.
От нашего адреса на Приморском шоссе, 441, до репинской усадьбы «Пенаты» — полчаса пешком вдоль самого шоссе (пешеходная дорожка удобнее с южной стороны, где залив). Природа этих мест всё так же замечательна, залив и пляжи радуют душу и глаз, но и до города при этом недалеко. «Большой» Петербург за сто лет стал даже ещё ближе: во-первых, разросся, во-вторых, теперь между Репино и Петербургом не пролегает государственная граница. Насколько близко город? До метро «Чёрная речка», например, 35 минут на авто по платной трассе — мы засекали.
От нашего адреса на Приморском шоссе, 441, до репинской усадьбы «Пенаты» — полчаса пешком вдоль самого шоссе (пешеходная дорожка удобнее с южной стороны, где залив). Природа этих мест всё так же замечательна, залив и пляжи радуют душу и глаз, но и до города при этом недалеко. «Большой» Петербург за сто лет стал даже ещё ближе: во-первых, разросся, во-вторых, теперь между Репино и Петербургом не пролегает государственная граница. Насколько близко город? До метро «Чёрная речка», например, 35 минут на авто по платной трассе — мы засекали.
Глава 2
Репин, «Репин» и Академия художеств
А вообще-то начинающий художник Репин, выходец из Харьковской губернии, впервые оказался в петербургской Академии художеств в 1863 году. В 19 лет собрал все деньги, заработанные за лето в иконописной артели, и рванул в столицу. Конференц-секретарь академии, художник Фёдор Львов, работы Репина раскритиковал. Но Репин не опустил руки, а устроился в вечернюю рисовальную школу (где вскоре был признан лучшим учеником). После чего снова отправился в Академию и сдал вступительный экзамен на вольнослушателя… А через 80 с лишним лет, в 1944 году (к столетию художника), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, правопреемник Академии, получил имя Репина. И носит его по сей день. Как тебе такое, Фёдор Львов?
Выпускники Академии художеств им. Репина Владислав Муханов и Иван Зубарев, молодые петербургские скульпторы, создали для нашего проекта кинетическую скульптуру «Мобиль». Мы писали про неё, например, здесь. У этих авторов многое впереди. Может, через сто лет и в честь них назовут академию или какой-нибудь посёлок? А может, и девелоперский проект?
Глава 3
Репин, «Репин» и музыка
Считается, что Илья Репин обострённо воспринимал музыку и даже часто работал под неё, писал картины. А его родной брат Василий, между прочим, был музыкантом, учился в Консерватории у Николая Римского-Корсакова и после работал в оркестре Мариинского театра — играл на фаготе и других деревянных духовых. В 1870 году сопровождал художника в поездке на Волгу для написания «Бурлаков», а в 1871 году, когда Репин писал свою дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира», младший брат целыми вечерами играл для него «Лунную сонату» Бетховена.
Ну а мы дали старт нашему проекту «Репин» сентябрьским концертом классической музыки в Репино. Можете посмотреть на видео, как это было. Сольное выступление одного из самых одарённых пианистов своего поколения Ильи Папояна погрузило наших гостей в музыку самых разных эмоциональных регистров и разной «амплитуды чувств»: от Баха до Чайковского, от Шопена до Рахманинова.
Группа RBI пригласила своих клиентов на красивое мероприятие, приуроченное к старту продаж новых проектов компании. Кульминацией вечера стало выступление Ильи Папояна — восходящей звезды классической фортепианной сцены, лауреата множества международных конкурсов, выпускника и преподавателя Санкт-Петербургской консерватории.
Глава 4
Как Репин работал лопатой
В 1899 году Репин, уже прославленный мастер, приобретает усадьбу на побережье Финского залива — участок в 2 га земли, довольно запущенный. Чтобы осушить заболоченную местность, было принято решение вырыть пруды в самых низких местах: всего было создано пять прудов, связанных между собой. Земля, извлекаемая из прудов, использовалась для создания холмов. Репин часто сам участвовал в работах с лопатой. Таким образом, вокруг усадьбы был создан небольшой, но разнообразный парк с природными каменными группами, цветущими клумбами, дорожками, прудами, деревянными мостиками, скамейками, беседками, берёзами, елями и яблонями. Парк, как и усадьба, сохранился и по сей день (с важной оговоркой: усадьба, сильно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, была воссоздана позже практически с нуля). Здесь же, в парке, находится и могила художника.
Вот и мы так же преображаем ландшафт на нашем участке, который ещё летом 2025 года напоминал скорее заболоченный пустырь. Вся территория у нас спроектирована в традиции пейзажного парка таким образом, чтобы каждый мог найти укромный уголок для отдыха на свежем воздухе. Предусмотрены, например, деревянные шезлонги на подиуме; спортивная площадка с уличными тренажёрами; конечно, детская площадка; декоративный водоём с той самой арт-инсталляцией «Мобиль». А также променад с клумбами и декоративные композиции в стиле альпийских горок. Тоже своего рода усадьба.
Вот и мы так же преображаем ландшафт на нашем участке, который ещё летом 2025 года напоминал скорее заболоченный пустырь. Вся территория у нас спроектирована в традиции пейзажного парка таким образом, чтобы каждый мог найти укромный уголок для отдыха на свежем воздухе. Предусмотрены, например, деревянные шезлонги на подиуме; спортивная площадка с уличными тренажёрами; конечно, детская площадка; декоративный водоём с той самой арт-инсталляцией «Мобиль». А также променад с клумбами и декоративные композиции в стиле альпийских горок. Тоже своего рода усадьба.
Глава 5
Среда для общения
Оберегая мужа от суеты и постоянных визитов, Наталия Нордман придумала ограничить приём гостей одним днём в неделю. Так появились знаменитые репинские «среды», куда съезжалась из Петербурга и окрестностей и культурная богема серебряного века, и простые студенты. О своём появлении каждый гость оповещал ударом в гонг, затем же мог действовать по своему усмотрению: присутствовать на общей беседе по художественным или общественным вопросам, послушать чтение литераторами новых произведений, пройти в комнату с роялем, где играли известные композиторы и музыканты (если повезёт, например, – то услышать пение Шаляпина). Благодаря таким средам Репин мог сосредоточиться на работе в остальные шесть дней недели.
Так и мы в нашем проекте «Репин» создаём возможности для соседского общения и семейного времяпрепровождения. Например, у нас появятся две открытые площадки для дружеских встреч у костра и фуршетная зона с обеденной уличной мебелью. Но есть кое-что интересное и для тех, кто больше всего ценит приватность и уединение. К примеру, предусмотрено по два сити-хауса в каждом корпусе – с собственным обособленным входом с улицы.
Так и мы в нашем проекте «Репин» создаём возможности для соседского общения и семейного времяпрепровождения. Например, у нас появятся две открытые площадки для дружеских встреч у костра и фуршетная зона с обеденной уличной мебелью. Но есть кое-что интересное и для тех, кто больше всего ценит приватность и уединение. К примеру, предусмотрено по два сити-хауса в каждом корпусе — с собственным обособленным входом с улицы.
Глава 6
Сено и другая кухня
Наталья Нордман была главным «евангелистом» сыроедения в Петербурге начала XX века и даже написала и опубликовала (под псевдонимом «Северова») «Поваренную книгу для голодающих» с веганскими рецептами. Её бульон из сена был популярным блюдом в вегетарианских столовых: варился он с добавлением лука, лаврового листа, перца и соли. Его рекомендовали для очистки почек, варили на нём вегетарианские борщи… Стоит ли удивляться, что своего мужа Наталья Нордман также сделала веганом? В Петербурге говорили «в Пенатах питаются сеном», «Репин и Нордман едят траву». Гостям тоже подавались блюда исключительно из знаменитого «сена». Маяковский, живя летом 1915 года в Куоккале, жаловался, что ест в гостях у художника «репинские травки»: «Для меня, футуриста ростом в сажень, это мука».
В корпусе 1 нашего комплекса «Репин», помимо входной группы и wellbeing-центра, разместится и ресторан (но не обязательно вегетарианский). Под него отдано порядка 360 кв. метров, предусмотрены панорамные окна и терраса под навесом. Даже если там вам не удастся попробовать сенной бульон — наверняка другие блюда современной высокой кухни компенсируют его отсутствие!
В корпусе 1 нашего комплекса «Репин», помимо входной группы и wellbeing-центра, разместится и ресторан (но не обязательно вегетарианский). Под него отдано порядка 360 кв. метров, предусмотрены панорамные окна и терраса под навесом. Даже если там вам не удастся попробовать сенной бульон — наверняка другие блюда современной высокой кухни компенсируют его отсутствие!
Глава 7
Облако на пляже
Но обедать у Репина Маяковскому тем летом всё-таки приходилось. Все свои деньги он потратил на аренду дачи – на жизнь почти не оставалось. Поэт нашёл простой выход: каждый день обедал у соседей. По воскресеньям у Корнея Чуковского, по понедельникам – у режиссёра Николая Евреинова и так далее... Знаменитую поэму «Облако в штанах» Маяковский написал там же, в Куоккале. Сочинял на ходу, прогуливаясь вдоль кромки моря. Периодически останавливался, записывал что-то на папиросной коробке. Чуковский уточняет, что дело было на Бартнеровской стене – это гранитное берегоукрепление конца XIX в., сохранившееся и сегодня. Иногда Маяковский так погружался в себя, что терял контакт с окружающим миром. Рассказывали, что однажды, выйдя из такого состояния, Маяковский обнаружил, что его папироса погасла, и кинулся вдоль берега прикурить к стоящему неподалеку дачнику. Тот, увидев, что к нему бежит двухметровый незнакомец с горящим взглядом, предпочёл сам броситься наутёк.
До пляжа «Чудный» от нашего комплекса «Репин» – 200 метров, или три минуты пешком. До пляжа, где Маяковский писал «Облако в штанах» – полчаса пешком по берегу в сторону Солнечного. Ориентир – «Токио-City» и современное здание на Кронштадтской улице в Солнечном. Примерно на его нынешнем месте до 1987 года и стояла знаменитая дача Чуковского «Чукоккала» (купленная и перестроенная Чуковским на средства Репина, в долг). Впрочем, для любителей понежиться на солнце у нас есть не только пляжи – деревянные шезлонги предусмотрены и на самой территории нашего проекта «Репин».
Глава 8
Прислуга – позор человечества
Наталья Нордман была не только вегеном, но также противницей мехов (не носила шубы даже в мороз) и эксплуатации человеческого труда. Гости «Пенат» не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом на репинских «средах» регулировалась с помощью механических устройств. Специальный стол на 20 персон был заказан у финского столяра. Всю еду, тарелки и приборы во время обеда выставляли на центральный барабан этого стола. Барабан вращался за ручки, и человек мог таким образом взять любое блюдо. Грязную посуду с приборами складывали в выдвижные ящики в столе… А по всему дому были развешаны написанные рукой хозяйки объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга – позор человечества», «Снимайте пальто и калоши сами!»
У нас в проекте автоматизация — это, конечно, не вращающийся стол. А, например, система автоматического сбора показаний с приборов учёта всех энергоресурсов (не надо светить в лючок фонариком и смотреть, сколько воды и света «набежало» за месяц). Или уже давно привычная для нас в RBI цифровая система СКУД — с доступом в дом и на территорию по индивидуальным электронным ключам, домофонной связью и видеонаблюдением.
Глава 9
Нет предела совершенству
Репин, как известно, стремился к «безупречности 10 из 10» и любил исправлять и дополнять свои работы даже после их завершения. «Каждый раз, приезжая в Москву, что-нибудь поправляю в своих вещах. Третьяков последний раз объявил мне, что он мне это запрещает», – писал художник в письме. Да, именно так: Репин заявлялся переписывать свои уже проданные картины прямо в Третьяковскую галерею! (даже когда она была закрыта для посетителей, а владелец картины и всей галереи ни о чём не подозревал) Таким образом художник поменял, например, лицо ссыльного на знаменитой картине «Не ждали».
Не ждали. 1884—1888
Ну, а наш подход к совершенствованию проектов хорошо известен: всегда стремиться к максимуму, искать лучшее, учитывать опыт уже построенных и заселённых домов. Например, стремясь дать больше простора и вместительности фитнес-залу в «МИРе» на Миргородской, мы не остановились даже перед необходимостью получать заново Разрешение на строительство. Не говоря уже про Маршалов NPS, которые добавляют wow-эффекта нашим домам после их заселения. Вот так и в проекте «Репин» — мы до последнего прорабатывали наполнение и планировку wellbeing-центра с бассейном.
Ну, а наш подход к совершенствованию проектов хорошо известен: всегда стремиться к максимуму, искать лучшее, учитывать опыт уже построенных и заселённых домов. Например, стремясь дать больше простора и вместительности фитнес-залу в «МИРе» на Миргородской, мы не остановились даже перед необходимостью получать заново Разрешение на строительство. Не говоря уже про Маршалов NPS, которые добавляют wow-эффекта нашим домам после их заселения. Вот так и в проекте «Репин» — мы до последнего прорабатывали наполнение и планировку wellbeing-центра с бассейном.
Глава 10
Плеяда учеников
Репин был не только художником, но и педагогом, старшим наставником для многих будущих звёзд отечественной живописи. Он воспитал целую плеяду прославленных художников: Борис Кустодиев и Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и Николай Фешин… А молодой Валентин Серов с 15 лет практически жил в доме Репина: не будет преувеличением сказать, что Репин был для юноши не только педагогом и другом, но и в какой-то мере отцом. Хорошо известны портреты Репина работы Серова – и наоборот.
Так же и мы в RBI не просто создаём девелоперские проекты и относимся к этому как к искусству — а делаем вклад в будущее, развивая социальную инфраструктуру города, строя школы и детские сады. В одном только Курортном районе наши социальные обязательства включают среднюю школу на 525 мест (на Териокской улице в Зеленогорске) и детский сад на 110 мест на улице Луговой в Репино. Такое преображение местности, наверное, понравилось бы Илье Репину. Желаем удачи всем нашим новым проектам, которые связаны с Курортным районом!
Корпоративное издание Группы RBI
Креативные редакторы
Главный редактор
Исполнительный редактор
Таисия Зеленкова
Мария Ширяева
Павел Колпаков
Дарья Зыкова